С 1986 по 2021 год площадь зелёных зон в Антарктиде, по данным исследователей Британской антарктической службы и университетов Эксетера и Хартфордшира, увеличилась с 0,863 до 11,947 км². Учёные обеспокоены тем, что на полуострове могут появиться новые виды растений.
Это, по их мнению, изменит ландшафт самой южной точки планеты. Семена, споры и фрагменты растительности могут попасть на полуостров на ботинках и оборудовании исследователей и туристов или при помощи перелётных птиц и ветра.
Отечественные специалисты считают, что рано бить тревогу. Начальник Российской антарктической экспедиции с 1991 по 2017 год Валерий Лукин в беседе с «Абзацем» отметил, что нынешняя площадь озеленения Антарктиды по сравнению со всей её территорией в 13,7 млн км² не представляет опасности.
Лукин отметил, что ледяной покров Антарктиды уменьшается из-за отколов гигантских айсбергов. Но это, по его словам, не повлияет на уровень Мирового океана.
«Об этом процессе писал ещё Михаил Ломоносов знаменитый, когда Антарктида не была открыта. То есть этот процесс существовал всегда, потому что лёд, который на материке находится, пребывает в постоянном движении. Если бы оно прекратилось, вот это было бы уникальное явление, о котором нужно было бы подумать учёным», – добавил учёный.
Такого же мнения придерживается научпоп-журналист Александр Березин. В разговоре с «Абзацем» он подчеркнул, что происходящие на самом южном континенте Земли процессы в глобальном смысле ничем не угрожают.
«Да, зелёная часть Антарктиды выросла в дюжину раз по площади, но всё ещё занимает примерно одну миллионную её поверхности. Процесс глобального озеленения, частью которого является озеленение Антарктиды, намного активнее идёт в других частях Земли, где для него лучше база. Например, в Сахаре в этом году прошли серьёзные дожди и спутники зафиксировали зелень там, где её раньше не было», – уточнил он.
Собеседник «Абзаца» пояснил, почему в ситуацию с озеленением Антарктиды вмешиваться не нужно:
«Антарктида ещё пять миллионов лет назад имела серьёзные буковые леса, которые затем погибли из-за похолодания. Если туда снова вернутся леса, это не будет чем-то таким, чего местная природа не видела. С ростом уровня моря из-за таяния континентальных льдов эффективно справляются даже такие бедные страны, как Бангладеш».
В то же время он считает, что глобальное потепление идёт на пользу России. По его словам, за 2000–2017 годы площадь листьев в нашей стране выросла более чем на 0,7 млн км², что по площади соизмеримо с двумя Германиями.
«Речь о площади листьев в основном дикорастущих растений, но сельское хозяйство тоже определённо в выигрыше. Достаточно вспомнить, что мы экспортируем сейчас примерно столько же риса, сколько импортируем. Ещё 50 лет назад это было технически невозможно в РСФСР, например, из-за климата. Растут урожаи и других культур», – подчеркнул Березин.
Научпоп-журналист также рассказал, почему западные специалисты бьют тревогу при столкновении даже с незначительными проявлениями изменения климата.
«На Западе доминирует ожидание катастрофы от глобального потепления. Там полагают, что оно приведёт к опустыниванию планеты, неурожаям и прочему. На практике ситуация обратная, но узнать об этом там неоткуда, потому что их школа учёных-климатологов ожидает от потепления иного. И спутниковые снимки, и факт роста урожайности из-за антропогенного CO₂ их не переубеждают. Это частая ситуация в науке», – отметил он.
Лукин же считает, что постоянное беспокойство учёных об изменении климата связано с пропагандой. По его мнению, «глобальные страшилки» начинаются, когда «интересы политиков, бизнесменов, учёных и средств массовой информации совпадают»:
«Население нужно поддерживать в определённом напряжении и всё время говорить о каких-то очень серьёзных глобальных процессах, которые могут повлиять на его жизнь, потому что население ничего не понимает в этом вопросе. А вот о насущных проблемах, которые имеются в странах, говорить не надо».
Кроме того, он уверен, что никакого затопления, о котором так любят рассуждать специалисты в связи с глобальным потеплением, не будет. Лукин напомнил о законах физики: лёд начинает таять только при плюсовой температуре. В Антарктиде, отметил учёный, такое случается довольно редко и «только на прибрежных участках».
«Журналисты очень любят рассказывать о тех катастрофических последствиях для всей нашей планеты, к которым приведёт таяние ледников Антарктиды, что затопятся огромные площади многих европейских стран, в том числе [затронет и российский город] Санкт-Петербург. Но все забыли, что для таяния ледников нужны положительные температуры воздуха в течение всего года над Антарктидой. Там могут наблюдаться положительные температуры воздуха в полярную ночь? Да никогда в жизни. Поэтому этого процесса в ближайшие тысячу лет наблюдать не придётся», – пояснил российский учёный.
Ранее «Абзац» писал о том, как американцы 50 лет назад запустили одну из первых «экологических страшилок» – про разрушение озонового слоя.